Семья, или Непростая арифметика жизни

Сколько будет 1 плюс 1? На первый взгляд, вопрос риторический.

Но у жизни своя арифметика: если два человека любят друг друга, понимают друг друга, верят во всём друг другу и совместно идут к общим, близким и очень дорогим обоим целям, то в этом случае 1 плюс 1 будет одиннадцать. Так говорит старая индийская сказка, а ведь сказка – ложь, да в ней намёк… Ну, а теперь обо всём по порядку.
Все счастливые семьи одинаковы, а несчастливы каждая по-своему. Почему так? А потому что только вместе, только вдвоём, всё разделив пополам и можно стать настоящей семьей, и в этом случае разделённые на двоих заботы и жизненные невзгоды, как и созданные вдвоём радости, сплачивают, соединяют людей по-настоящему нерушимо. Если же каждый тянет одеяло на себя, чем бы это ни мотивировалось, то и получается, что несчастливы каждый по-своему – ведь мотивации могут быть бесконечно многообразны, как и мы сами, и наша жизнь. Можно много говорить о том, что помешало создать счастливую семью, но негатива всем и так хватает. Поэтому я предлагаю познакомиться с противоположным вариантом – с хорошим.
В семье настоятеля храма св. Василия Великого на Талице протоиерея Сергия (Маевского) и матушки Юлии 11 детей: 5 мальчиков и 6 девочек. Старшему, Ивану, – 27 лет, младшему, Василию, – год и два месяца. Самые старшие, получив образование, причём все с красными дипломами, уже работают.
С многодетными родителями у меня состоялся разговор на тему семьи и детства, который и позволил выявить то, что они сами считают основным и в своей жизни, и в воспитании детей, узнать о значимости самого процесса воспитания не только для детей и родителей, но и для общества в целом, о тех реальных позитивных и негативных факторах, что существуют в сегодняшнем обществе. Я сознательно выхожу за рамки только одной семьи, во-первых, потому что и семья существует не в вакууме, как семейные отношения влияют на общество в целом, так и общество не может не влиять на семейные отношения, и это тоже стало темой обсуждения, а во-вторых, потому что мы все трое не теряем надежду, что хорошие примеры когда-то станут нормой, отчего выиграем и мы, и наши дети, и, наверное, общество в целом.
– География нашей семьи очень большая, – так ответила на мой вопрос, с чего всё начиналось, матушка Юлия. – Я родом из Магадана, а муж – из Узбекистана, оба «солнечные». Потом родители переехали в Приморский край, и я поступила учиться во Владивостокское педагогическое училище. (Отец Сергий, тогда ещё Сергей Валентинович, отслужив на Тихоокеанском флоте, остался там же и работать). Там и встретились в туристическом клубе. Оба были активистами, комсомольцами.
– Как видите, всё обычно для того времени, – смеётся отец Сергий.
И вот здесь мне бы хотелось обратить внимание на то, что с самого начала до конца нашей беседы отец Сергий и матушка Юлия дополняли друг друга, ни разу не вступив в противоречие ни по одному вопросу, поэтому было сложно даже отделить, кто из них что сказал.
– Привыкли за столько лет, бывает, я что-то подумаю, а она уже говорит, – это слова отца Сергия. Матушка Юлия добавляет: «И у меня также».
А вот дальше, по-моему, и началось то, что и стало отличать эту семью от других. Рожать во время учёбы – это было уже их совместным сознательным решением:
– Тогда-то мы не понимали, а теперь знаем, что это Бог отвёл от аборта, не допустил до убийства ребёнка. Конечно, было нелегко, и от многих привычек пришлось отказаться, но ведь это наши дети. И решили: сколько будет – столько и будет.
Разочаровавшись в политике, как и очень многие, стали всей семьёй посещать храм, в 1991 году крестились, и всё стало вставать на свои места. На волне патриотизма приехали в Любимский район, в село Покров, как и планировали, – в деревню. Работали в хозяйстве, развели скотину, было всё: и лошадь, и корова, и птица. И там уже сразу приняли участие в восстановлении храма, стали помогать батюшке в церковных службах. А в августе 2002 года Сергей Валентинович был рукоположен в сан священника и направлен в село Горки, где служит до сих пор и никуда уезжать не собирается. К моменту рукоположения в семье уже было шестеро детей.
– Дети воспитываются в труде. Старшие ответственны за младших, – раскрыла свой секрет матушка Юлия. – Без излишеств, но и без особых запретов. Золотая середина, как и во всём. Дети должны быть готовы войти в мир, в котором им жить. Контроль должен быть, чтобы они сформировались так, как надо. Здесь важен личный пример родителей и, конечно, книги. Мы всё время с книгой, и наши дети тоже с книгой с самого раннего детства, как и с хорошими советскими мультфильмами и кинофильмами. Вот когда наша старшая дочь Настя заканчивала учёбу в Сергиево-Посадском колледже, также на отлично, то при оформлении документов ей не верили, что она из многодетной деревенской семьи священника. И, конечно, у детей всегда должно быть чувство дома, чтобы они знали, что их всегда ждут, всегда поймут, всегда будут рады их успехам, но и их ошибки будут для родителей больнее, чем для них самих. Это тоже помогает им в принятии решений. А дети есть дети: и дерутся, и мирятся, но разбирать родители должны всё справедливо.
– У нас всегда во все времена был очень важен институт семьи, – считает отец Сергий. – И даже в дохристианские, славянские времена. По христианским законам семья – малая церковь, по советским – ячейка общества. Стоит ли отвергать традиции, тем более что их результативность доказана временем. Лучшее, безусловно, надо брать отовсюду, но нельзя и забывать уроки истории. От всеобщего увлечения Францией «лечились» Наполеоном, в следующий век от увлечения Европой «лечились» Кайзером и Гитлером. И снова вернулись к своим традициям. Родители полноценно ответственны за своих детей – отсюда права и обязанности и тех, и других, но всё-таки должна доминировать любовь, только тогда и будет настоящая семья: вот наш традиционный стержень. Именно в семье закладываются основы. Но жаль, что в школе сейчас неприоритетно трудовое и нравственное воспитание, и она даёт только направления, ориентировку в получении знаний, а ведь педагог, прежде всего, – воспитатель. А школа и должна быть вместе с семьёй – задачи у них общие: вырастить достойных граждан.
Трудно с этим не согласиться, как и с тем, что сейчас широко и полноценно поддерживаются приёмные семьи, что, безусловно, необходимо… Но чем объяснить, почему в приёмной семье стаж, например, идёт, а в обычной многодетной – нет? И самое главное, основным критерием поддержки должен стать конечный результат: какими растут дети? Ведь также не секрет, что очень часто в многодетных семьях поддержка идёт не на детей, и даже больше того: такая помощь растит из детей потребителей.
И последнее, на чём бы хотелось остановиться. Почему-то родителей всегда считают только дающей стороной, а ведь это неверно: открывая своим детям красоту окружающего нас мира в каждом её проявлении, мы сами, вырываясь из ежедневной суеты, снова открываем её для самих себя. Это тоже, согласитесь, немало. А что касается человеческих чувств, то, наверное, лучше всего сказала матушка Юлия:
– Двадцать восемь лет будет в августе, как мы вместе, а как будто в первый год. И младшенький нам дан Господом в утешение. Скучно без маленьких.

Царские короны, в том числе и с регалиями: скипетром и державой, присутствуют на кресте храма Василия Великого на Талице в селе Горки, над царскими вратами всех трёх приделов, и на резных киотах у многих икон. Но документов, связывающих храм с царствующим домом, не сохранилось.

Алексей БУДНИКОВ
Фото Алексея СУСЛОВА
uglichshans.ru

Оставить комментарий

Сохранен как Новости, Прочие

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *