Феоктист совершил всенощное бдение в Никольском храме города Углича

 18 декабря 2024 года, в канун дня памяти святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение в Никольском храме города Углича.

Его Преосвященству сослужили: благочинный Угличского округа игумен Николай (Шишкин), настоятель храма протоиерей Борис Стародубов, игумен Димитрий (Горбатюк) священник Андрей Колесников, священник Игорь Полегаев, диакон Алексей Герасимов.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Борис, дорогие отцы, братья и сёстры!

Поздравляю вас с днём памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца!

Всем нам свойственно впадать в те или иные грехи. Иногда наши греховные падения бывают настолько неожиданными и тяжёлыми, что они подталкивают нас к отчаянию. К счастью, у нас есть Священное Писание, и мы обладаем способностью анализировать свою жизнь. Благодаря первому мы можем узнать о причинах греха, а благодаря второму — можем сделать выводы о самих себе. Сегодня во время праздничного богослужения мы услышали отрывок из 10-й и 11-й глав книги Притчей Соломона. Среди прочего, этот отрывок поведал нам о причинах основной массы наших грехов.

Предельно внимательные к своему духовному состоянию древние монахи заметили, что первопричина любого греховного падения — это не что иное, как гордыня. Стоит только превознестись над кем-то в своих мыслях, стоит только кого-то осудить, как практически мгновенно мы сами совершаем нечто такое, что поступки человека, которого мы осудили, перестают казаться чем-то невообразимо дурным. Собственно, именно по этой причине Бог и попускает нам согрешать. Однако древние монахи не были первыми из тех, кто обнаружил этот закон духовной жизни, о нём говорит и книга Притчей: «Придёт гордость, придёт и посрамление» (Притч. 11, 2).

Ни в каком грехе нет и не может быть воли Бога, но есть то, что на языке христианского богословия называется попущением Божиим, то есть тем волеизъявлением Божиим, которое позволяет «разумным творениям действовать в рамках вложенной в них при создании способности к осознанному и свободному выбору, не преступая при этом дозволенных и допустимых границ». Бог в таких случаях как будто бы убирает невидимые глазу ограничения, и позволяет человеку быть таким, каков он есть, результатом же нашего волеизъявления в этом случае зачастую и бывает грех.

Именно это произошло в раю с Адамом и Евой, Бог не остановил их стремление к вкушению запретного плода, но в этом вкушении не было Его воли, Бог позволил первым людям действовать так, как они сами того захотели. Нам известна причина, по которой Адам и Ева ослушались Бога: через это действие они думали стать подобными Богу. Иными словами, они хотели превзойти собственную меру, и такое желание не могло быть продиктовано чем-либо, кроме гордыни. Нечто подобное происходит и с нами тогда, когда мы, подобно нашим прародителям, забываем о собственной мере и собственной ограниченности, которые не позволяют нам судить поступки наших ближних. И если мы поступаем таким образом, то не стоит удивляться и неминуемым последствиям. Однако, не стоит и впадать от них в отчаяние, ведь это не что иное, как проявление милосердия Божия, которое должно нас заставить задуматься и измениться.

Но вот что странно: этот отрывок книги Притчей Соломона является неотъемлемой частью богослужения, посвящённого святителю Николаю. Гордыня, осуждение, грех — всё это, как мы знаем, не имеет никакого отношения к великому святителю. Почему же тогда Церковь предлагает для нашего назидания именно этот отрывок книги Притчей? Мне кажется, что ответ заключён в том факте, что святитель Николай способен не только помочь нам в наших многочисленных житейских нуждах, он способен сделать нечто большее: помочь нам совладать с нами самими, помочь не выходить за собственные, очерченные Богом пределы, и не впадать в осуждение, и через это избежать множества грехов. Постараемся помнить об этом, и призывать святителя Николая на помощь тогда, когда почувствуем, что уже не в силах справляться с собственной гордыней.

Пресс-служба Переславской епархии.

Оставить комментарий

Сохранен как Служение Архиерея

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *