8 июля 2024 года, в день памяти мученика Иоанна Угличского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Корсунской иконы Божией Матери города Углича.
Его преосвященству сослужили: благочинный Угличского округа игумен Николай (Шишкин), настоятель храма протоиерей Иоанн Гощук, благочинный Мышкинского округа протоиерей Александр Иванов, священник Евгений Баров, диакон Олег Юрков, диакон Сергий Танчинец.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогой отец Иоанн, дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю вас с днём памяти мученика младенца Иоанна Угличского и с продолжающимся Петровым постом!
Совершая литургическое воспоминание мученического подвига младенца Иоанна, мне хочется сказать несколько слов о других младенцах, тех, которых мы имеем счастье видеть в наших храмах.
Как вы прекрасно понимаете, у каждого из нас есть свои должностные обязанности. У меня они тоже есть, среди прочего, я, будучи епархиальным архиереем, по долгу своего служения вынужден иметь дело с самыми разными жалобами. Иногда эти жалобы довольно странные, к примеру, в одной из жалоб на моё имя виновником переживаний автора жалобы выступал трёхлетний ребёнок, этот ребёнок мешал благочестивому жалобщику молиться в храме тем, что он всю службу бегал по храму и издавал различные громкие детские звуки. Жалобщик был крайне возмущён: куда смотрит настоятель? Разве можно таким образом позволять нарушать храмовое благолепие? Была, конечно же, виновата и мать ребенка: зачем она приходит в храм со столь неугомонным сыном?
Эта жалоба на первый взгляд кажется вполне обоснованной: в самом деле, люди приходят в храм для того, чтобы помолиться, а шумные дети вовсе не способствуют молитве, да и в естественные обязанности родителей входит необходимость следить за своими детьми, смотреть, чтобы они не мешали другим людям.
Проблема же состоит в том, что такая логика не работает внутри христианской общины. Ведь христианство, вопреки распространённому заблуждению, это не религия личного спасения, в христианстве достижение конечной цели — Царства Христова — невозможно без других людей, без тех, кто составляет Церковь, которую апостол Павел в Послании в Эфес назвал Телом Христовым: «Всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём» (Еф. 1, 22–23). В том же самом Послании апостол Павел написал и о том, каким образом происходит формирование Церкви как Тела Христова: «Составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф. 4, 16). Иными словами, Церковь формируется из людей, которые действуют по отношению друг к другу исходя из христианской любви, укрепляясь в ней и утверждаясь. Но эта мысль — не оригинальная мысль апостола Павла, её мы можем найти и услышанном нами во время Литургии отрывке из 9-й и 10-й глав Евангелия от Матфея.
Господь, посылая Своих учеников на проповедь приблизившегося Царства Небесного, не только даёт им наставления относительно необходимых для произнесения слов, но и говорит им о том, что они должны делать: апостолы должны помогать людям, исцелять их болезни данной Спасителем ученикам властью, очищать прокажённых, изгонять бесов и воскрешать умерших.
Из этого наставления первым ученикам становится ясной христианская миссия — она состоит не только в том, чтобы возвещать Христово Пришествие и Его Воскресение, но и в том, чтобы служить другим людям. Это служение может иметь самые разные формы, но без него христианство немыслимо. Служить другим можно своим терпением недостатков ближних, а если вернуться к упомянутой мной ранее жалобе, то и терпением по отношению к чужим детям, а ещё можно взять на себя заботу о том, чтобы дети были чем-то заняты во время богослужения и никому не мешали. Форм христианского служения любви другим — бесчисленное множество, важно лишь помнить и понимать, что без такого служения стать частью Христова Тела невозможно, следовательно, без него невозможно и достижение конечной цели жизни христианина — вожделенного Царства Христа Спасителя нашего и Бога.