Его Преосвященству сослужили: благочинный Угличского округа игумен Николай (Шишкин), настоятель храма священник Игорь Полегаев, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогой отец Игорь, дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю всех вас с престольным праздником этого храма — с днём памяти святых мучеников Флора и Лавра!
В день их памяти Церковь установила прочитывать во время Литургии отрывок из 12-й главы Евангелия от Луки, напомню, что в этом евангельском отрывке речь шла о необычайной ценности человека в очах Божиих, и о том, что верующему во Христа человеку бояться абсолютно нечего. Кроме того, мы услышали и всем известные слова о непростительном грехе — хуле на Духа Святого. Эту мысль мы можем найти в Евангелии несколько раз, она есть в трёх первых Евангелиях, контекст её появления всякий раз иной, но, пожалуй, наилучшим образом мысль Спасителя открывает себя в 3-й главе Евангелия от Марка, в которой у слов «кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек» (Мк. 3, 29) есть очевидная причина, приведённая апостолом и евангелистом Марком там же: «Сие сказал Он, потому что говорили: в Нём нечистый дух» (Мк. 3, 30).
Во всех Евангелиях Господь Иисус Христос изображён как носитель Святого Духа. На протяжении всей евангельской истории Он возвещает божественное всепрощение и божественную волю об исцеление всех людей, в первую очередь не от физических недугов, а от греховности, которая является первопричиной человеческих страданий. Но Господь не только возвещает это величайшее благо, Он его постоянно являет людям через множество исцелений и через изгнание злых духов. Всем этим Он доказывает, что Он — Сын Божий. Это признавали и сами бесноватые. Христос не принимал их свидетельства, но они не молчали, они в буквальном смысле кричали о мессианстве Иисуса из Назарета. Но то, что признавал народ, отрицали книжники. Как сказал один из современных комментаторов Евангелия, «они смотрели на воплощённую любовь Божию, а видели в ней воплощение дьявольской силы ‘Веельзевула, князя бесовского’».
Именно в этом и состоял тот самый непростительный грех, о котором говорит Господь. Но, конечно, грех хулы на Духа Святого не ограничивается лишь описанной в Евангелии ситуацией. Если кто-то начинает считать добром зло, а зло — добром, если кто-то, так же, как и оппоненты Христа, видит в милости Божией сатанинское зло, такой человек совершает непростительный грех.
Почему же этот грех не может быть прощён? Хула на Духа Святого, собственно, равна хуле на Бога, который Духом Своим творит благо через Христа. По сути дела, назвать действие Святого Духа силой Веельзевула — то же самое, что назвать Веельзевулом Самого Бога. Кроме того, для получения прощения необходимо выполнить одно условие — раскаяться. Пусть даже человек ещё не в состоянии исправиться, он может получить от Бога прощение, ведь здесь важнее всего направление воли, стремление к очищению от греха и к его прекращению. Но тот, кто в своём духовном ослеплении утратил способность распознавать добро и зло, не способен раскаяться и получить прощение. Всё это и есть грех против Духа Святого. Евангельские книжники, фарисеи и саддукеи как раз дошли до состояния, в котором перестали разделять добро и зло.
Исследователи Нового Завета пишут, что слова Христа о непростительном грехе укоренены в иудейской традиции. Раввины объявляли непростительными грехами несколько тяжёлых грехов, среди которых были убийство и измена вере, вообще же этот список довольно широк. Но, как мы видим, раввинистические умозаключения разбиваются словами Христа, и Евангелие утверждает лишь один непростительный грех, который имеет различные грани — это неприятие прощения, неверие в то, что грех может быть прощён, неверие в милосердие Божие и слепота к проявлению силы Христа Спасителя.
Пресс-служба Переславской епархии.