Его Преосвященству сослужили: благочинный Угличского округа игумен Николай (Шишкин), благочинный Мышкинского округа протоиерей Александр Иванов, протоиерей Борис Стародубов, игумен Димитрий (Горбатюк), протоиерей Александр Зубков, священник Димитрий Кульбаков, священник Михаил Злотников, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов, диакон Александр Чернышов.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогая матушка Антонина, дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю вас с днём памяти Предтечи Господня и Крестителя Иоанна!
Иоанна Крестителя мы знаем как того человека, который стал не только Предтечей нашего Спасителя в Его служении, он стал Предтечей и каждого христианского монаха, именно он, если позволительно так выразится, заложил основы монашеского делания, и мы — монахи — должны с предельным вниманием взирать на Иоанна и учиться у него. Святой Христов Креститель не оставил по себе какого-либо письменного наследия, он вообще не был склонен к произнесению длительных речей, вся его жизнь была деланием, основанным на любви к Богу. О неразрывной внутренней связи между любовью к Богу и исполнением Его воли много написал другой Иоанн — Христов апостол и евангелист. Апостол Иоанн Богослов во всём и всегда оставался в полной мере верен своему Учителю Господу нашему Иисусу Христу. Как Спаситель учил о любви, так и апостол Иоанн всё своё письменное наследие посвятил этой же теме — теме любви. Конечно же, о любви можно говорить очень по-разному, именно это и делает апостол Иоанн.
Сегодня во время Литургии прозвучал отрывок из 1-й главы его Второго соборного послания, в котором апостол Иоанн поставил знак равенства между любовью и исполнением Христовых заповедей. С одной стороны, это была отсылка к словам Христа из написанного апостолом Иоанном Евангелия: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13, 34), а также к другим Христовым словам из того же Евангелия: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14, 21). И это понятно: любовь — неважно к Богу или к человеку — имеет своим естественным проявлением внимание к словам любимого и стремление исполнять эти слова на деле.
Но есть и иная грань мысли апостола Иоанна Богослова, в его словах «любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» (2 Ин. 1, 6) мы находим естественное для любого христианина понимание любви не как чувства, а как действия. По отношению к Богу у человека могут быть самые разные чувства, а может и вовсе не быть никаких, но дело вовсе не в этом, а в том, исполняет ли человек повеления Божии. Если исполняет, пусть и преступая самого себя, пусть и преодолевая внутреннее сопротивление, то это свидетельствует о его любви к Богу. А если человек исполнен возвышенных мыслей о Боге, но при этом игнорирует Его заповеди, то о любви нет и речи.
Размышляя о любви к Богу, апостол Иоанн Богослов лишён какой бы то ни было сентиментальности, у него всё очень просто: делаешь, значит, любишь, не делаешь — не любишь. Апостол Иоанн не призывает своих адресатов к размышлениям, он призывает их, а вместе с ними и нас, к вполне конкретным и определённым действиям. Тех же, кто умеет возвышенно рассуждать, но при этом не исполняет Христовы заповеди на деле, апостол Иоанн называет «обольстителями и антихристами», и, конечно же, такое определение в высшей степени справедливо, потому что такие люди поступают не так, как поступал Сам Христос, Который Свои слова ставил ниже собственных дел и говорил так: «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нём» (Ин. 10, 37–38).
Иоанн Креститель был предельно далёк от состояния обольстителя и антихриста, ведь он, как и наш Господь, делал, а не рассуждал. И дай Бог, чтобы его пример вдохновил всех нас поступать таким же образом!